Как всё успеть?
При посещении школьником учреждений дополнительного образования, нередко встаёт вопрос правильного распределения времени.
Если ребёнок перегружен, у него могут наблюдаться резкие колебания настроения, работоспособности и темпа деятельности. Это не может не сказаться на обучении детей в школе и на достижении успехов в творчестве. Ребята с трудом справляются со школьными нагрузками и по настоянию родителей перестают регулярно посещать учреждения дополнительного образования.
Одна из причин подобных неудач – неумение распределять и планировать свое время.
Предлагаю Вам вместе с детьми освоить алгоритм составления плана на день.
Он поможет детям организовать своё время так, чтобы они успели, и поучиться, и отдохнуть, и помочь родителям, и подготовиться к конкурсам и олимпиадам. Да ещё освободить время на то, чем давно хотелось заняться, но никак не хватало времени.
Прежде чем мы начнём работать, пригласите своего ребёнка, ведь вам вместе необходимо осмыслить предстоящие события.
Предварительное планирование самого важного на неделю
(Осмысление и планирование предстоящих событий)
Таблица «Самое важное на неделе»
| понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье |
Учебные дела |
|
|
|
|
|
|
|
Полезные домашние дела |
|
|
|
|
|
|
|
Дела из области свободного времени |
|
|
|
|
|
|
|
1 шаг.
Ребята, вспомните, какие важные учебные дела, события. Учёба важна? Заполните клеточки в первой строке таблицы «Самое важное на неделе» - «Учебные дела».
На экране пример таблицы «Самое важное на неделе» с заполненной строкой «Учебные дела».
| понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье |
Учебные дела | Контр. | Факул-ив | Худ. |
| Центр ДОД. |
| конкурс |
Полезные домашние дела |
|
|
|
|
|
|
|
Дела из области свободного времени |
|
|
|
|
|
|
|
2 шаг.
Многие родители сетуют на то, что дети настолько загружены, что их приходится освобождать от любых домашних дел. Это, конечно, не верно, поэтому обращаю внимание мам и пап и самих ребят, что полезные домашние дела необходимо включать в план в обязательном порядке, поэтому, уважаемые родители, свои планы на ребёнка сообщите ему заблаговременно, чтобы он мог их учесть. (подсказка в памятке для родителей N3).
Чтобы привнести элемент юмора в скучный процесс выполнения необходимых полезных домашних дел, можно и очень интересно ввести в семье правило «Съесть лягушку» - делать каждый день дела полезные, но не очень интересные и приятные. Родители, кстати, съедают такие «лягушки» ежедневно (уборка, готовка, стирка, починка и т.д.).
Итак, ребята, прямо сейчас выясните, какие планы в отношении вас у родителей в ближайшие дни и заполните все что можно во второй строке таблицы «Самое важное на неделю».
Пример таблицы «Самое важное на неделе» с заполненной строкой «Полезные домашние дела».
| понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье |
Учебные дела | Контр. | Факул-ив | Худ. |
| Центр ДОД |
| конкурс |
Полезные домашние дела | магазин |
| гараж |
|
| Уборка |
|
Дела из области свободного времени |
|
|
|
|
|
|
|
3 шаг .
А теперь подумайте, чем вам хочется заполнить строку, «Дела из области свободного времени».
Уверяю, что если вы научитесь составлять план на день, у вас обязательно освободится время на разные приятные занятия.
Ребята, заполните клетки третей строки. А внимание родителей обращаю на подсказку N4 в памятке для родителей: в свободное время ребёнок может заниматься приятными для него делами (игры, фильмы, прогулки и т.п.). Это заряжает его положительными эмоциями, позволяет переключиться, разгрузиться и не чувствовать себя ущемлённым.
Пример таблицы «Самое важное на неделе» с заполненной строкой «Дела из области свободного времени».
| понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье |
Учебные дела | Контр. | Факул-ив | Худ. |
| Центр ДОД |
| конкурс |
Полезные домашние дела | магазин |
| гараж |
|
| Уборка |
|
Дела из области свободного времени | Найти комп. |
| каток |
| каток |
| Клеить модель |
Уважаемые родители, ваша задача на данном этапе очень корректно проверить, не забыл ли ребёнок какого-нибудь важного события и, если нужно, подсказать, напомнить о нём. По секрету от детей прочтите подсказку N5.
Итак, проверим, что мы сделали на данный момент: в таблице «Самое важное на неделе» должны быть отражены учебные дела, полезные домашние дела и дела из области свободного времени. Это как раз то, что вы, ребята, должны будете сделать обязательно и вовремя.
Пример заполненной таблицы «Самое важное на неделе»
| понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье |
Учебные дела | Контр. | Факул-ив | Худ. |
| Центр ДОД |
| конкурс |
Полезные домашние дела | магазин |
| гараж |
|
| Уборка |
|
Дела из области свободного времени | Найти комп. |
| каток |
| каток |
| Клеить модель |
Понятно, что заполнение сразу всех граф таблицы «Самое главное на неделе» невозможно, поэтому план на неделю всегда будет заполняться и корректироваться постепенно по мере получения различной информации или после подсказок родителей (подсказка родителям 6).,
Подсказка N1.
Работа по планированию времени школьника начинается с осмысления предстоящих событий по трём блокам: «Учебные дела», «Полезные домашние дела», «Дела из области свободного времени»
Подсказка N2.
Учебным договоримся считать всё, что касается и школы и дополнительного образования
Подсказка N3.
Полезные домашние дела необходимо включать в план в обязательном порядке, поэтому свои планы на ребёнка сообщите ему заблаговременно, чтобы он мог их учесть.
Чтобы привнести элемент юмора в скучный процесс выполнения необходимых полезных домашних дел, можно и очень интересно ввести в семье правило «Съесть лягушку» - делать каждый день дела полезные, но не очень интересные и приятные.
Подсказка N4.
В свободное время ребёнок может заниматься приятными для него делами (игры, фильмы, прогулки и т.п.). Это заряжает его положительными эмоциями, позволяет переключиться, разгрузиться и не чувствовать себя ущемлённым.
Подсказка N5.
Корректно проверяйте действия ребёнка. Избегайте замечаний в резкой и грубой форме, иначе вы рискуете вызвать у ребёнка негативные эмоции, и очень скоро он откажется или от сотрудничества с вами, или от занятия планированием вообще.
Подсказка N6.
План на неделю всегда будет заполняться и корректироваться постепенно по мере получения различной информации или после ваших подсказок.
Подсказка N7.
Подскажите, самое удобное время выполнения каждого дела в плане на завтра. Если ребёнку нужно посетить несколько мест – помогите простроить маршрут. Подскажите, в какое время запланировать то дело, которое потребует вашей помощи (когда вы будете свободны и сможете такую помощь оказать).
Подсказка N8.
Все перенесённые из «Самого важного на неделе» а план на день события, мероприятия и дела целесообразно отметить как важные.
Для этого можно использовать приёмы выделения цветом или постановки восклицательных знаков рядом в строке (!!!).
Подсказка N9.
Если ребёнок забыл внести в план текущие и ежедневные дела, посмотрите подсказку N5.
Подсказка N10.
В плане на день всегда должно оставаться запасное свободное время на непредвиденные дела.
Подсказка N11.
Предварительно загляните в номер 5.
Примерные вопросы для обсуждения выполнения плана на день:
- Понравилось ли тебе работать с планом на день: что понравилось, что не понравилось, что было трудным?
- Много ли дел ты не успел сделать? Какие (полезные, учебные, свободные)? Почему?
- Была ли полезной для тебя подобная работа с планом? Если «да», то чем? Если «нет», то почему?
- Что ты планируешь улучшить при работе с планом на завтра, на следующей неделе?
Для поощрения ребёнка можно использовать печатки или что-то подобное.
Подсказка N12.
Можно использовать следующие напоминалки:
- СМС–напоминалка или телефонный звонок от родителей,
- мобильная напоминалка, когда мобильник прозвенит и напомнит о том, что надо это сделать,
- метки на руке,
- приклеенные липкие бумажки на самом видном месте – над рабочим столом, на дневник или на холодильник и т.д. и т.п.
Подсказка N13.
Часто школьники составляют достаточно подробные расписанные планы, где отражено все – от подъема до сна, расписывают все по часам. Постепенно надо стремиться к тому, чтобы фиксировались только самые основные мероприятия.
Подсказка N14.
Ведение планов в течение двух - трёх недель при регулярном анализе результатов позволяет заложить основы формирования привычки целенаправленного ежедневного планирования своего времени. Конечно, нельзя ожидать, что все дети после этого начнут вести планы на день. Но даже те, которые в дальнейшем не будут регулярно фиксировать свои действия, все равно задумаются о том, как они обращаются со временем и сделают для себя определенные выводы – возможно, они будут обращаться к планированию во внутреннем плане.
Подсказка N15.
Если через три недели планирования, ваш ребёнок изъявит желание заниматься организацией своего времени и дальше, есть смысл подумать: а не подарить ли ему настоящий взрослый ежедневник?